Аскетическая идеология Феодосия

Наряду с политическими вопросами, печерские идеологи много занимались и проблемами нравственности, морали. И здесь решающее слово тоже принадлежало Феодосию. Воспитывая братию в духе самых строгих аскетических предписаний (с этой целью он в своем монастыре даже вводит Студийский устав VIII—IX веков), игумен составлял поучения, произносил проповеди, пронизанные идеей богоизбранности монашества, исключительности «ангельского чина».

В них красной нитью проходит противопоставление иноков мирянам: первые — наследники «чьсти неизреченныа», вторые же—«временнии» и «слава» их с «животом скончевается». Лишь иноки идут «по пути господню, ведущиим… в породу», ибо они отвергли мир, оставили, по заповеди Христа, отца и мать, жену и детей, имения и села. Поэтому жизнь их — сплошная борьба с «супостаты», мирскими желаниями и влечениями. Их постоянно одолевают «бесы», мучают, разжигают похоть, заставляют страдать, мечтать о чувственных радостях.

Аскетическая идеология Феодосия

Феодосий призывал братию вооружиться постом и молитвой, познавать бога рыданием и послушанием. «…Въспрянем, яко от съна,— обращался он к инокам,— от своих обычай и от воль своих и възненавидим я… Да и еще, любимици мои, молю выся подвизаемься и възненавидим мира и яже в мире…». С его точки зрения, иночество — это своего рода горнило, совлекающее с человека «ветхого Адама» и преобразующее его в «Христова избранника». Он вдохновлялся идеей всемерной «монастыризации» древнерусского общества, превращения мирян, в том числе и князей, в покорных слуг обительских пастырей.

В распространении подобной идеологии и морали помимо переводов из Священного писания и церковно-учительной литературы широко использовались жития святых. Отличаясь занимательностью, написанные легким и доступным языком, они оказывали сильное воздействие на новообращенную паству, формируя ее идеалы и убеждения.

В центре внимания агиографии — жизнь человека, но не в своей естественности и обычности, а жизнь — образец, святое житие. Всем своим поведением подвижник демонстрировал должное и священное, которое требует неограниченного прославления и многократного повторения. В соответствии с житийным каноном герой обыкновенно рано, чаще всего с детства, проникается евангельскими заповедями и во имя «спасения» оставляет все земное, «скоропреходящее». Он либо принимает «ангельский чин», становится монахом, либо избирает участь нищего, питающегося милостыней. Отныне все его занятие — борьба с дурными помыслами, которые «насевает» враг рода человеческого — дьявол. Искореняя их с помощью поста и молитв, он в конце концов удостаивается особой благодати божьей — святости, сопровождающейся способностью к чудотворению. Праведник начинает исцелять больных, укрощать диких зверей, предвидеть будущее и т. д.

Большинство житий, находившихся в обращении у мирян Киевской Руси, были переводные. Из них составлялись всевозможные прологи, патерики, минеи. По своему содержанию они относились к типу героико-подвижнических, мученических и непосредственно отражали идеологические и нравственные запросы древнерусской церкви.

Рассмотрим наиболее популярное из них —«Житие Ирины». У некоего царя Ликиния, рассказывается в нем, была дочь по имени Пенелопа. Она с детства отличалась необыкновенной красотой. И вот царь решил сокрыть ее от людей до пришествия зрелого возраста. Он построил чудный дворец («стълъп»), изукрашенный золотом и драгоценностями, окружил его высокой стеной и приставил крепкую стражу. Там она и стала жить в полном уединении. Входить и разговаривать с ней мог только престарелый Апелиан, ее учитель. Однако и ему не разрешалось видеть ее лица; он учил ее «невидимо за опонами». Так прошло много лет. Однажды Пенелопа увидела голубя, влетевшего в восточные двери с ветвью маслины в клюве. Затем появился орел с венцом, а после ворон с перевитой змеей. Это ее настолько поразило, что она обо всем поведала Апелиану. Учитель истолковал случившееся как знамение особой милости к ней христианского бога и предстоящего мученичества ее за новую веру. Пенелопа же была еще язычницей.

Аскетическая идеология Феодосия

Но вот настал срок ее зрелости. Придя в положенное время к дочери, Ликиний благословил ее и объявил о скором замужестве. Оставшись одна, Пенелопа обратилась к своим «идолам»: «Если вы боги, то услышьте меня! Хочет отец мой отдать меня замуж. Я же всем сердцем предана вдовству, смирению сиротства, скорби и печали… Если вы боги, скажите, суждено мне избегнуть замужества или нет?» Затем она повернулась лицом к востоку и воззвала к богу христианскому: «Если ты, коего исповедуют галилеяне, бог, поведай мне: «Хорошо ли будет или нет, если я выйду замуж?» Ночью во сне ей явился ангел и поведал, что быть ей не Пенелопой, а Ириной, ибо вскоре окрестит ее некий человек по имени Феотим, сведущий в учении апостола Павла. Так все по предсказанию и сбылось: она приняла Христову веру и в прах повергла языческих кумиров.

Узнав обо всем этом в свой следующий приход, Ликиний сильно огорчился, так как тщетными оказались его упования. Он повел дочь к себе во дворец, чтобы поведать горожанам о ее отступничестве. По дороге все нищие толпами стекались к ней, приветствуя появление царевны. У городских ворот ей встретился дьявол, который сказал, что в городе нет ни одного христианина и поэтому здесь ей делать нечего. Она спросила его, кто он? Дьявол ответил: «Я — великая наковальня, о которую разбиваются души грешных». Тогда Ирина именем сына божия повелела ему исчезнуть, и тот, встрепетав, тотчас бежал, успев, однако, шепнуть царю, что дочь его прельщена бесом/

Ликиний мгновенно взъярился. Он потребовал от Ирины поклониться идолам. Получив отказ, приказал привязать ее к колесницам и разорвать конями на части. И тут свершилось чудо: ближайший к царю конь устремился на него и, укусив его правую руку, возгласил человеческим голосом о святости новообращенной. Потрясенный Ликиний в страхе прозревает и просит дочь простить его, наставить на путь истины. В итоге он даже отступается от царства, пожелав быть рабом Христовым.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Оставить комментарий

avatar
1
  Подписаться  
Уведомление о